Тип «Щука» (Тип «Щ») V-бис Серии.
Модернизация: тип "Щ" V-бис 2 серии.
Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" X серии.
1. Количество подводных лодок проекта: 13
2. Изображение проекта:
ПЛ типа "Щ" V-бис серии. Рисунок Апалькова Ю.В.
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» № 202 (7) |
||||||
1 |
Щ-113 (с 15.09.1934) |
243/187 |
10.10.1932 |
12.12.1933 |
11.09.1934 |
Заложена на Заводе № 194 |
2 |
Щ-114 (с 15.09.1934) |
244/188 |
10.10.1932 |
1934 |
11.09.1934 |
Заложена на Заводе № 194 |
3 |
Щ-115 |
225 |
19.10.1932 |
04.04.1934 |
10.10.1934 |
Заложена на Заводе № 189 |
4 |
Щ-116 |
242 |
12.05.1933 |
1934 |
11.01.1935 |
Заложена на Заводе № 194 |
5 |
Щ-117 |
226 |
09.10.1932 |
15.04.1934 |
18.12.1934 |
Заложена на Заводе № 189 |
6 |
Щ-118 |
227 |
10.10.1932 |
1934 |
18.12.1934 |
Заложена на Заводе № 189 |
7 |
Щ-119 |
241 |
12.05.1933 |
07.05.1934 |
02.02.1935 |
Заложена на Заводе № 194 |
ХАБАРОВСК: Судомеханический завод (№368) (1) |
||||||
8 |
Щ-120 |
185 |
02.04.1933 |
06.1934 |
30.01.1935 |
Заложена на Заводе № 194 |
НИКОЛАЕВ: Завод им. 61 коммунара (№200) (3) |
||||||
9 |
Щ-201 |
183/1026 |
14.08.1933 |
03.04.1934 |
05.08.1935 |
Заложена на Заводе № 194 |
10 |
Щ-202 |
184/1027 |
03.09.1933 |
25.05.1934 |
03.09.1935 |
Заложена на Заводе № 194 |
11 |
Щ-203 |
228/1028 |
10.03.1933 |
29.05.1934 |
04.09.1935 |
Заложена на Заводе № 189 |
ЛЕНИНГРАД: Завод им. А. Марти № 194 (1) |
||||||
12 |
Щ-305 |
186 |
11.1932 |
31.12.1933 |
03.12.1934 |
05.11.1942 – погибла, обнаружена |
НИЖНИЙ НОВГОРОД: Завод «Красное Сормово» (№112) (1) |
||||||
13 |
Щ-308 |
550/2 |
10.11.1932 |
28.04.1933 |
14.11.1935 |
27.10.1942 – погибла |
4. История проекта:
Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил
Б. М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок
этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения
мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения
скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных
аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.
Модификация подводных лодок типа «Щ» с улучшенными тактико-техническими элементами получила индекс V-бис серии. Однако в силу коротких сроков, отпущенных на постройку, эта серия лодок была просто повторением V серии, внесенные изменения были незначительными и касались улучшения немногих лодочных конструкций и устройств.
Лодки серии - V-бис (первоначально VII) - особых конструктивных отличий не имели. В основном
улучшали некоторые конструкции и устраняли уже выявившиеся дефекты по опыту
предыдущих серий. В очередной раз изменили форму надстройки и рубки, но особых
результатов не добились. Методы расчета прочности корпуса и непотопляемости еще
только разрабатывались, и многое приходилось изменять по результатам испытаний.
Особенно большие разочарования принесли попытки увеличить надводный ход
субмарин. При достижении полного хода образовывались две системы поперечных
волн: одна — от форштевня, вторая — от булей. Происходившая волновая
интерференция резко увеличивала сопротивление движению. Хотя считалось, что
подлодки V
и V-бис серий стали развивать на 0,5
уз. больше, чем "Щуки" III серии, на испытаниях Щ-202 даже при достижении максимальной
мощности дизелей (2x685 л.с.)
показала все те же 11,88 уз.
Подводных лодок V-бис серии было построено 13: Балтийским заводом — четыре лодки (три
для Тихоокеанского и одна для Черноморского флотов), заводом № 194 — восемь
лодок (пять для Тихоокеанского, две для Черноморского и одна для
Краснознаменного Балтийского флотов) и заводом «Красное Сормово» — одна лодка
для Краснознаменного Балтийского флота. Балтийскому заводу помогал изготовлять
часть корпусов подводных лодок завод № 194 на таких же условиях, на каких он
изготовлял корпуса подводных лодок V серии. После доставки на Тихоокеанский и Черноморский флот,
достройка и ввод в строй осуществлялись во Владивостоке (завод №202) (есть данные о достройке одной или двух ПЛ
в Хабаровске (завод №368)) и в Николаеве (завод №200) соответственно.
Подводные лодки V-бис серии принимали активное участие в Великой Отечественной войне. За успешные боевые действия подводная лодка Щ-201 была награждена орденом Красного Знамени.
В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся ПЛ V и X серий. Предполагалось во время капитапьных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. "Щуки" остались доживать свой век в прежнем виде.
5. Схема проекта:
Общая схема. Укрупненный вид (77,6 Кб)
Подробная схема. Укрупненный вид (91,2 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа Щ V-бис серии *
1 - гюйсшток; 2 - торпедные аппараты; 3 - подводный якорь; 4 - носовая цистерна главного балласта; 5 - носовая дифферентная
цистерна; 6 - кислородные баллоны; 7 - стрельбовой баллон; 8 - входной люк; 9 - откидной умывальник; 10 - воздушный баллон
подводного гальюна; 11 - носовой гальюн; 12 - носовые горизонтальные рули; 13 - провизионная цистерна; 14 - торпедозаместительная
цистерна; 15 - надводный якорь; 16 - вьюшка швартовного троса; 17 - трюмный поршневой насос; 18 - запасные торпеды; 19 - койки;
20 - боевые зарядные отделения запасных торпед; 21 - компрессор воздуха высокого давления; 22 - трап; 23 - аккумуляторная батарея;
24 - брашпиль; 25 - диван; 26 - кают-компания; 27 - каюта командира; 28 - турбокомпрессор низкого давления; 29 - топливные
цистерны; 30 - радиорубка; 31 - осушительный центробежный насос "Р-130"; 32 - лебедка зенитного перископа; 33 - лебедка
командирского перископа; 34 - распределительный щит силовой сети; 35 - шахта зенитного перископа; 36 - шахта командирского
перископа; 37 - зенитный перископ; 38 - командирский перископ; 39 - штурманский стол; 40 - штурвалы носовых и кормовых
горизонтальных рулей; 41 - гирокомпас; 42 - уравнительная цистерна; 43 - цистерна лага; 44 - 45-мм орудие; 45 - боевая рубка;
46 - магнитный компас на мостике; 47 - дизель 38В8; 48 - сигнальная мачта; 49 - расходный топливный бак; 50 - газоотвод дизеля;
51 - муфта "Бамаг"; 52 - опорный подшипник; 53 - главный гребной электродвигатель; 54 - электромоторный вал; 55 - разобщительная
кулачная муфта; 56 - упорный подшипник "Митчеля"; 57 - промежуточный вал; 58 - электродвигатель экономического хода; 59 -
электровентилятор охлаждения главного гребного электродвигателя; 60 - щит управления главными гребными электродвигателями; 61 -
щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторных батарей; 62 - конторка; 63 - шлюпка; 64 - баллоны воздуха
высокого давления емкостью 78 литров; 65 - преобразователь вертикального руля; 66 - цистерна пресной воды; 67 - кормовая
дифферентная цистерна; 68 - аварийный телефонный буй; 69 - кнехты; 70 - гребной винт; 71 - кормовые горизонтальные рули; 72 -
ограждение горизонтальных рулей; 73 - леерная антенна; 74 - леер; 75 - волнорезные щиты; 76 - средняя цистерна; 77 - цистерна
циркуляционного масла; 78 - цистерна чистого масла; 79 - цистерна судового запаса масла; 80 - вертикальный руль; 81 - глушитель
газоотвода дизеля; 82 - шахта вдувной вентиляции; 83 - кормовая цистерна главного балласта; 84 - артиллерийский погреб; 85 -
цистерна быстрого погружения; 86 - палубная цистерна; 87 - камбуз; 88 - доковый киль; 89 - цистерны главного балласта; 90 -
подъемный рым; 91 - "меч" обтекателя гидроакустики; 92 - щит управления электродвигателем экономического хода.
6. Тактико-технические данные проекта:
Щ113-120 Щ201-203
Щ305,308
водоизмещение надводное - 601т 607,2т 586т
подводное - 722,1т 749,8т 702,2т
скорость в надводном положении - 12,0 узлов 11,88 узлов 12,9 узлов
в подводном положении - 8,0 узлов 7,47 узлов 7,0 узлов
дальность плавания в надводном положении - 2960 (7)миль 9300 (7) миль 4500 (7) миль
в подводном положении - 100 (2) миль -“- -“-
экипаж - 40 человек -“- 37 человек
размерения - 58,0х6,2х3,91м 58,8х6,2х4,3м 58,8х6,2х4,2м
вооружение 533мм НТА - 4 шт. -“- -“-
533мм КТА - 2 шт. -“- -“-
орудие
21-К 45мм - 1 шт.
пулемет ДШК
12,7мм - 1 шт.
автономность - 20 суток -“- -“-
глубина
погружения - до
90м
мощность дизелей - 2х685 л.с.
электромоторов - 2х400 л.с. -“- -“-
7. Источники:
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945 гг.", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ", ч.1, Полигон, Москва, 2001г.
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" III,V,V-бис и V-бис-2 серии", Морская коллекция, №2, 2002г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.", Харвест, Минск, 2004г.
- Рисунок Ю.В. Апалькова
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016